Некоторых ведущих зрители воспринимают как членов своей семьи, внимательно следят за каждым фактом их творческой и личной биографии. Есть ведущие, которых помнят и обсуждают даже спустя несколько лет после того, как они исчезли из эфира. Но очень много тех, кто годами сидит в кадре, и, тем не менее, остается безликим и безымянным. «Говорящая голова» — самое неприятное из всех определений, которое может заслужить такой ведущий выпуска новостей. Он не вызывает интереса, уровень доверия к нему крайне низок.
Почему так происходит? Нередко это объясняется тем, что ведущих часто подбирают по внешним признакам: чтобы он (она) был(а) молод(а) и привлекателен(а). В результате в кадре появляются «куклы Барби» или юные роботы, всем своим видом демонстрируя зрителю свою исключительность и совершенство. Для такого диктора важнее не то, о чем он говорит, а то, как он выглядит на экране. Боязнь допустить ошибку, оторваться от текста, как правило, написанного другим человеком, приводит к тому, что перед зрителями — говорящий манекен. Признаки плохой дикторской работы — «мертвый язык», выхолощенный текст, неуместный пафос.
Ведущий — это не диктор, не актер, это соучастник процесса делания новостей. Он такой же командный игрок, как и продюсер с репортером. Ведущий не может быть над схваткой, не может находиться в стороне от процесса производства и выпуска новостей. Хороший и профессиональный ведущий работает в тесной связке с репортерами и группой выпуска.
Светлана Сорокина, которая начинала карьеру с программы Невзорова «600 секунд», потом вела программу «Вести» и программу «Герой дня» на НТВ, всегда подчеркивает, что главное в работе ведущего — это презентация результатов чужого труда. «Ведущие — это как модели на подиуме», — повторяет Сорокина. Это прекрасно понимал и Сергей Доренко. Да, он заслужил звание «телекиллера», он неоднократно переходил черту, отделяющую информацию от шоу и пропаганды. Но Доренко бережно обходился со своими репортерами. Он ценил хорошо сделанную работу и умел каждый репортаж подать как сенсацию. При этом Доренко искренне демонстрировал свое участие в судьбе журналиста. Летучки после программы «Время», когда Сергей был ее ведущим, превращались в триумф мегаведущего и таких же суперрепортеров. Это был сеанс психотерапии, сеанс массового психоза, после которого все вновь готовы были рваться в бой.
Пренебрежение ведущего по отношению к журналистам, невнимание к их работе обязательно скажется на общем результате. Если ведущий высокомерен, то журналисты не станут рвать сердце и выкладываться для его выпуска. Когда журналисты чувствуют, что их ценят, что их работу представляют в максимально удачном ракурсе, что помнят их имена и подчеркивают заслуги, они разобьются в лепешку, но постараются сделать мегарепортаж.
Ведущий новостей — это журналист разговорного жанра. Хороший репортер не обязательно станет таким же хорошим ведущим. Это разные жанры, требующие отработки специальной техники и приемов. Ведущий должен не только обладать талантом рассказчика, но и развивать в себе некоторые актерские навыки. Новости надо рассказывать, но не декламировать. Однако этот рассказ должен захватывать зрителя, увлекать его. Ведущему, как и актеру, часто приходится находиться «в образе» — например, в образе парня с нашего двора или в образе борца с мафией. Невзоров, Доренко, Сорокина, Миткова, Познер и другие звезды российского телевидения в жизни отличаются от того экранного образа, к которому мы привыкли. Иногда эта разница является существенной, иногда — едва заметной, но она всегда остается, в противном случае, ведущему не избежать визита к психотерапевту. Звездная болезнь как раз и возникает в результате того, что человек не может оторвать себя от собственной роли на экране. Вещая на сотни тысяч и миллионы зрителей, он рискует постепенно превратиться в «вещателя» в каждый момент своей жизни: в эфире, после эфира, на улице и дома.
Теперь — о том, что он «вещает». Текст ведущего — это подводка или все-таки собственно текст? Я настаиваю на том, что если ведущий выпуска новостей относится к своим текстам как к подводкам или прокладкам между сюжетами, то из него не получится хороший ведущий.
Во-первых, хороший ведущий всегда самостоятельно пишет эти самые подводки. Я помню, как нас бесила одна из ведущих на Первом канале. Она старалась идти по жизни легко, поэтому брала себе первую часть сюжета в качестве подводки или дикторского текста. Сам сюжет обрезали, и он начинался чуть ли не с середины. Мы, репортеры, ненавидели ее, потому что она грубо, совсем не изящно обращалась с результатами нашего труда, ей было наплевать на муки нашего творчества. Она в эфире откровенно «отбывала номер» и спешила на очередную светскую тусовку. В результате, ее карьера на телевидении сложилась не очень удачно.
Во-вторых, когда ведущий работает самостоятельно, то эти пресловутые подводки как раз и превращаются в интересные и весомые тексты. Я уже вспоминал Доренко. Он закрывался в кабинете за час до выхода в эфир и требовал, чтобы его никто не отвлекал. Запирался в кабинете с консультантом и работал там над своими текстами. Правда, здесь был один негативный момент. Если событие происходило около 19-ти часов, то шансов успеть к выпуску программы «Время» в 21.00 было мало. Событие, произошедшее после 20.00, почти никогда не попадало в программу Доренко, если только это не была отставка правительства или болезнь президента. Он не любил невыразительных текстов, у него каждое лыко должно было быть в строку. Зато программа с ведущим Доренко превращалась в увлекательное шоу: на манеже оказывался настоящий артист, мастер на все жанры, который феерически жонглировал словами и смыслами.
Однако шоуменов в информации — единицы, это исключение . Новости — жанр сдержанных, дозированных эмоций. Донести информацию до зрителя надо коротко, ясно и доступно.
Текст должен быть написан таким образом, чтобы его было удобно не читать, а проговаривать. Писать текст надо так, как вы говорите. Проверьте себя — встаньте из-за стола и проговорите ваш текст вслух. Слышится ли он естественно, или слова не складываются в предложение? Генеральный директор Первого канала Константин Эрнст настаивает, что написанный текст надо обязательно проверять на слух.
Перед тем, как выйти в эфир необходимо выполнить следующие действия:
Прочитать текст заранее вслух. Заменить «зубодробильные» слова на простые и понятные.
Представить то, о чем говорится в вашем тексте. Это поможет избавиться от штампов и изложить все нормальным русским языком, потому что одно дело «ускорить и углубить процесс интеграции» и совсем другое — «убрать таможенные барьеры или упростить таможенные процедуры».
Расставить интонационные и логические ударения.
Разработать голос и артикуляцию.
И, наконец, взбодриться, создать себе настроение.
Перед эфиром необходимо настроиться на ведение. Для этого надо определить стиль и настроение подачи, например: «сегодня я буду злым, сегодня я буду добрым, сегодня я вас развлеку». В одном из учебников я вычитал такую формулировку, которая помогает настроиться на передачу: «Я хочу __________ вас этой информацией». В пустую строчку необходимо подставить глагол, например: удивить, похвалить, соблазнить, дисциплинировать, напугать и так далее. В зависимости от того, какой глагол вы выберете, так вы и будете звучать в эфире. Конечно, этот совет не стоит понимать буквально. Наконец, в выпуске новостей несколько раз меняется тема и эмоциональная окраска информации, под каждый сюжет не подстроишься. Всегда старайтесь держаться слегка отстраненно, не показывайте свои эмоции слишком явно, потому что тогда вы превратите свой выпуск в театр, а актером можете оказаться плохим.
Для ведущего важна и быстрота реакции. Надо иметь заготовки — фразы и реплики — на случай неожиданностей: если слетел материал, если пропал звук и так далее. Я уже писал о том, что хороший экспромт — это подготовленный экспромт. А случаи бывают разные.
Однажды в эфире аналитической программы «Время» у меня упал под стол микрофон. Молодые и неопытные режиссеры запаниковали, им показалась, что я случайно отключил микрофон. Дело в том, что ведущий включает звук в студии специальной педалькой. Я педаль не любил и просил выводить меня в эфир из аппаратной, поэтому педаль валялась в стороне. С застывшим лицом, стараясь сохранять равновесие, я шарил ногой под столом в поисках педальки. Наконец, нащупав педаль, я нажал и краем глаза увидел, что лампочка «звук включен» погасла. Обезумевшие режиссеры неистово орали мне в ухо по специальной связи, что микрофон упал и его надо поднять. Они настолько растерялись, что не дали ни отбивки, ни рекламной паузы. Делать было нечего — мне пришлось лезть под стол на глазах миллионов телезрителей и поднимать упавший микрофон. Я едва не получил разрыв сердца от стыда, но ничего — отшутился и продолжил. Кстати, тот выпускающий режиссер впоследствии стал главным режиссером программы «Время». Ошибки может совершить каждый, главное — не изображать из себя сверхчеловека.
Я помню, как в программу к Доренко пришел Анатолий Чубайс. Он принес свою книгу, за написание которой его при помощи некоторых журналистов отправили в отставку с поста вице-премьера. Торжествуя, Чубайс подарил свою книгу Доренко, который особенно издевался над писательским талантом чиновника. Но и в этот раз Доренко не остался в долгу. Он достал из-под стола коробку для ксерокса и сложил туда подаренные книги. Эта коробка сразу напомнила зрителям историю 1996 года, когда близкие к Чубайсу люди выносили из администрации президента 500 тысяч долларов в похожей коробке. Анатолий Чубайс оценил шутку ведущего. Это пример прекрасно подготовленного журналистом хода.
Итак, не надо бояться ошибок, не стоит избегать эмоциональных реакций, следует держаться свободно и естественно, и тогда зрители оценят ваши старания.
Автор: Павел ШЕРЕМЕТ, bp-redactor@mail.ru