Когда я учился в институте, один из преподавателей сказал, что "в области радиоэлектроники понятия и техника обновляются за пять лет на пятьдесят процентов". Позднее, уже работая на телевидении, я понял, что для телевизионной техники этот срок сокращается до года-двух, так как она развивается необычайно быстрыми темпами.

На сегодняшний день в зависимости от используемой аппаратуры существует два типа монтажа: линейный и нелинейный, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

Линейный монтаж - это монтаж, при котором видеосигнал переписывается с одного видеомагнитофона на другой, по пути претерпевая множество изменений согласно режиссерскому замыслу. Его используют многие режиссеры, работающие на телевидении не менее пяти лет. А при нелинейном монтаже видеосигнал записывается в компьютер, где впоследствии и осуществляется его обработка. Что же лучше?

В линейном монтаже перезапись приводит к ухудшению качества. Основной источник помех - это запись сигнала на магнитную ленту и воспроизведение с нее, а также множество соединений, контактов, устройств и т. п., через которые проходит сигнал.

В нелинейном монтаже сигнал переводится в цифровой вид и находится в компьютере, не подвергаясь никаким изменениям (типа перезаписей) до процесса "сгона" смонтированного материала на кассету. Это очень большое преимущество. Однако и в нелинейном монтаже существует проблема, так как во многих аппаратных сигнал оцифровывается с компрессией, то есть сжимается (некомпрессированный сигнал занимает очень много памяти в компьютере). Конечно, есть аппаратные, которые работают с некомпрессированным сигналом, но пока это - редкость. А при компрессии часть сигнала теряется безвозвратно. Есть способы восстановления сигнала, но на практике невозможно восстановить его полностью. Повторная компрессия еще больше ухудшает качество, что вообще ставит под сомнение целесообразность архивирования компрессированного материала. В линейном монтаже такой проблемы не существует.

Теперь о других недостатках нелинейного монтажа. "Закачивание" материала в компьютер занимает довольно много времени. И тем больше, чем больше исходного материала, так как перевод сигнала в цифровой вид осуществляется в реальном времени. На первый взгляд кажется, что оно расходуется совершенно непродуктивно. Кроме того, приходится выбирать между количеством материала, необходимого для работы, и уровнем компрессии, влияющей на качество записанного материала, поскольку емкость памяти компьютера ограничена. Эта проблема будет решена, когда камеры со сменными жесткими дисками, заменяющими камерный видеомагнитофон, будут широко использоваться. А пока, при большом количестве исходников, линейная аппаратная предпочтительней.

Теперь вернемся к перезаписям. Они необходимы также при создании какого-либо сложного эффекта, когда аппаратура не позволяет сделать его сразу. В этом случае приходится записывать каждую составную часть такого эффекта отдельно, в результате возникают перезаписи, которых не бывает в нелинейном монтаже. В цифровом виде создавать сложный эффект довольно просто, даже если он делается по частям, при этом качество не теряется.

Каждому режиссеру и монтажеру знакома проблема хронометража. Очень трудно уложить передачу в заранее заданные рамки, так как перерасход или недобор времени измеряется даже не десятками секунд, а единицами (например, плюс-минус пять секунд). В нелинейном монтаже такой проблемы нет: в любой момент и в любом месте передачи вы можете вставить или вырезать нужный кусок. С приходом новых технологий остается только сожалеть, что уходит время профессионалов, которые приходили на монтаж с готовым монтажным листом и расписанными вплоть до кадров исходниками. Сейчас многие режиссеры думают о хронометраже только тогда, когда есть недобор времени или (что еще хуже) перебор. Тогда начинается лихорадочная работа над всей программой в поисках мест, которые можно было бы сократить или увеличить. И если такое место нашлось на десятой минуте пятидесятиминутной передачи, следует либо переписать все, что было записано после этого места (а это очень сложно), либо взять в качестве "мастера" (то есть кассеты, на которую собирается передача) другую кассету и переписать на нее смонтированный материал, вставляя или убирая все, что нужно. А это перезапись, то есть ухудшение качества. И если учесть, что в нелинейном монтаже отсутствует необходимость заменять кассеты при переходе на другой исходник и есть возможность мгновенного доступа к любому кадру, то вы будете за нелинейный монтаж.

Для создания сложных эффектов, особенно эффектов, связанных с изменением видеосигнала (цветокоррекция, яркость, расфокусировка и т. п.), нужен очень мощный процессор, который мог бы обработать огромное количество данных. В связи с этим многие эффекты в нелинейном монтаже делаются не в реальном времени (тогда как аппаратура, предназначенная для линейного монтажа, позволяет это делать в реальном времени и даже очень просто). Но это временный недостаток, ведь вскоре может появиться новый, более мощный процессор. Зато есть удобство совместимости, которое позволяет передавать информацию из одного компьютера в другой (например, из монтажного компьютера в аппаратуру видеографики и обратно). Вообще, при переходе в цифровой вид проблема передачи информации перестает быть актуальной. Например, в формате Betacam SX, можно передавать цифровую информацию в четыре раза быстрее, чем в реальном времени.

В наши дни компьютер перестал быть экзотикой. Теперь трудно найти человека, который не имел бы с ним дела. А дети подчас разбираются в компьютерах даже лучше взрослых, поэтому молодому поколению сейчас легче научиться нелинейному монтажу. А чтобы стать хорошим монтажером или, как сейчас говорят, режиссером монтажа, мало знать аппаратуру, надо изучить теорию монтажа и уметь чувствовать его.

Источник: ssvd.ru