Телевидение было и будет наиболее мощным коммуникативным средством с большим функциональным спектром использования. Вплотную приблизившись по качеству к кинематографу и используя оперативные технологии, телевидение стало влиятельным фактором, позволяю- щим формировать общественное мнение.

Резкое усиление рекламных потоков позволило вывести большинство телеканалов из бюджетной зависимости, развить продюсерский способ телепроизводства. Ключевые позиции стали занимать независимые телекомпании и продюсерские центры, направившие деятельность на использование коммерческих средств для развития отечественного телепроизводства. Анализ структуры эфира центральных каналов позволяет сформулировать основные направления продюсерской деятельности. В первую очередь, это использование наиболее популярных на Западе моделей телепрограмм и шоу, таких как «Поле чудес», «Угадай мелодию» и «Форт Байяр», которые стали родоначальниками многих отечественных проектов.
Закономерным явлением стало использование имиджа актеров советского кинематографа в ностальгических передачах типа «Старая квартира» и «Клуб белый попугай». Апофеозом подобных ретроспектив явилась программа Леонида Парфенова «Намедни», построенная на использовании телехроник.
Используя постановочные возможности различных российских студий и большой творческий ресурс, стало активно расширяться сериальное производство, особенно в телекомпаниях ТНТ и «НТВ плюс». Большое распространение получили и креативные циклы, подобные программе «От винта» или масштабной игре «Перехват». Продюсеры используют в проектах материалы милицейского наблюдения, фрагменты компьютерных игр и даже материалы Интернета.
В целом можно выделить следующие основные направления продюсерской деятельности:
ремаркетинг или модернизация старых телециклов таких, как «Мир животных» или «Клуб кинопутешественников»;
использование лицензионных моделей западных программ;
сериальное производство, использующее оригинальную литературную основу, подобно сериалам «Бандитский Петербург» или «Черная комната»;
креативное направление, использующее неординарные идеи.
Процесс создания телепродукции целесообразно разделить на три основных организационных этапа:
             предварительный — этап формирования идеи и отношений с партнерами;
             подготовительный — создание прототипа — пилотного выпуска;
             производственный — создание продукции в соответствии с эфирным расписанием.

1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ТЕЛЕПРОЕКТА

Предварительный этап характеризуется самым широким поиском телепродюсера в креативной и в организационной сфере [1].
Детально изучается вся проблематика, с которой связывается предстоящий экранный проект. Анализируются наиболее актуальные и зрелищные аспекты замысла, формулируется концепция цикла или серии, разрабатывается первоначальный формат телесообщения. Для цикла характерно структурирование тематики, позволяющее создать законченную последовательность телевыпусков. Это должно быть подробно описано в синопсисе, охватывающем, по крайней мере, 8—10 последующих выпусков с кратким изложением тематики.
Точно так же выделяются и постоянные рубрики или разделы передачи, формулируются их эфирные параметры и содержание. Определяется и предполагаемый жанр: к наиболее простым следует отнести сюжеты с уличным опросом и репортажи, к наиболее сложным и затратным — постановочные форматы, подобные сценкам «театра абсурда» или даже элементам мюзикла, достаточно характерным для дорогостоящих телеигр и эстрадных серий.
Результатом подобных разработок становится набор стартовых документов проекта, куда включаются, в первую очередь, заявка, в которой излагаются не только технические, но и творческие аспекты будущего цикла.
Следующим важным направлением организационной деятельности продюсера является формирование творческой команды проекта. В первую очередь создается постановочное ядро — своеобразный генератор идей. Следует отметить, что состав творческой команды во многом аналогичен театральной антрепризе — существует большая зависимость от жанра. Для информационно-публицистических проектов — это авторы и корреспонденты. Подобный жанр принято считать лицом канала. В качестве обозревателей приглашаются самые авторитетные журналисты. Менее заметными исполнителями являются репортеры, однако именно они вместе с операторами хроник создают всю информационную мозаику новостных программ, работают в горячих точках [2].
Менее принципиальна роль режиссеров в процессе формирования информационных сюжетов. Как правило, это режиссеры монтажа или пультовые ассистенты, проводящие трансляции с использованием ПТС (передвижных телестанций). А для создания постановочных серий, телеигр и эстрадных шоу-программ обычно формируется мощный творческий коллектив, включающий в себя сценаристов, режиссеров, художников и операторов [3].
Именно они создают и основные креативные разработки, из которых рождается сам проект. Да и главный производственный документ — смета выпуска разрабатывается именно на основе таких документов, как режиссерский сценарий и экспликация основных постановщиков — художника и оператора. В них детально излагаются принципы выбора натуры, создания съемочных площадок со сложными структурированными интерьерами, обосновывается техническая оснащенность проекта не только звуковым и световым оформлением, но и другими вспомогательными средствами, такими как вертолеты или стедикамы (использование в состязаниях типа ралли «Париж-Дакар»).
Вместе с тем в форматах различных игр и состязаний все чаще используются и кадры с миниатюрных камер, вмонтированных в шлемы самих участников, — программа «ТВ спецназ». С другой стороны, возможности компьютерной техники позволяют включать и чисто виртуальных персонажей, как это продемонстрировано в циклах «Академия ошибок» и «Тушите свет».
Самым длительным по времени является традиционный подбор реальных исполнителей. В отсутствии в России заметных актерских агентств, позволяющих охватить обширный актерский рынок, широкие кастинги исполнителей заменяются достаточно ограниченным поиском. Для повышения имиджа программ все чаще приглашаются не профессионалы, а просто узнаваемые лица, лидеры мнений, культовые фигуры. Процесс выбора и формирования отношений и составляет различные аспекты кадрового менеджмента телепродюсера [4].
Более сложной является сфера креативного менеджмента телепродюсера. Это не только создание концепции и формата. Профессиональному продюсеру приходится влиять на размах различных сценарных и постановочных решений с учетом требований маркетинга. Тесное сотрудничество с основными исполнителями позволяет контролировать расходные статьи и сметы, эффективнее управлять затратами, в первую очередь, связанными с созданием съемочных интерьеров. Иногда подобные павильонные съемки можно заменить полноценной натурой. Характерным выбором места съемок многих американских блокбастеров являются заброшенные заводы и шахты. Априорный выбор подобных мест — подлинный капитал продюсера. Чаще всего для создания клипов ищутся самые неординарные места — паровозные кладбища, крыши сталинских высоток, демонтированные фортификации.
Многие старинные здания Москвы, библиотеки и музеи располагают отреставрированными интерьерами, где можно проводить съемки различных проектов. Но наиболее замечательным примером использования старинной натуры явилась знаменитая телеигра «Форт Байяр», чей проект потребовал изначально значительных средств для восстановления казематов крепости.
В настоящее время не менее распространенным является использование виртуальных интерьеров, созданных на базе разнообразных программных продуктов.
Другим, не менее важным направлением деятельности телепродюсера является поиск наиболее оптимального дистрибьютора телепродукта или же самого вещателя. Важную роль в подобном поиске играет детальный анализ программного состава вещания в определенном сегменте телерынка, динамика развития жанровых ниш, профили самих каналов, интенсивность рекламных и спонсорских вложений. Большинство потенциальных спонсоров выходят непосредственно на канал и имеют определенную целевую установку, связанную с предполагаемой аудиторией. Это, как правило, определенная эфирная позиция. Наиболее перспективными для реализации телепродукта являются программные блоки «праймтайм» и тематические каналы спутникового телевидения. Они предпочитают приобретать телециклы, позволяющие заполнять время между основными трансляциями. Одним из приоритетных мест являются спортивные каналы, где интенсивно проводятся рекламные компании спортивного реквизита, одежды, продуктов питания и автоаксессуары.
Предварительные переговоры с вещателями завершаются оформлением гарантийного письма, в котором указываются параметры передачи и время эфирной позиции канала, предоставляемой под предлагаемый телецикл.
Подобный документ является необходимым в том случае, если стартовые затраты на проект оказываются слишком значительными для пакета спонсорских предложений, уже существующих в портфеле вещателя. Такие ситуации наиболее характерны для масштабных трансляций или телеигр. В этом случае телепродюсеру приходится опираться на возможное партнерство различных финансовых структур, брать кредит — это уже сфера финансового менеджмента телепродюсера. Успешно существовавший до 1998 года институт кредитных брокеров, позволявший финансировать любые, в том числе и самые венчурные проекты, во многом утратил свои позиции. Банки дают кредит, как правило, под солидное обеспечение или под твердые гарантии, предоставляемые администраторами высокого уровня. Очевидное преимущество телепроектов — относительно быстрый срок окупаемости практически во всех жанрах, исключая, пожалуй, сериалы, где возврат капитала связан с завершением всего проекта и оценивается в зависимости от числа эпизодов не менее чем в 8—12 месяцев с начала кредитования. Значительных финансовых расходов требуют и телекомпании информационного профиля, чей запуск предполагает создание большой корреспондентской сети, оснащение огромным парком съемочной техники и самыми современными видеосерверами, как это, например, было в проекте телекомпании ТСН.
Более избирательны в выборе партнеров инвесторы, их характеризует не только заинтересованность в возможной прибыли (это, как правило, рекламная рента), но и возможность самостоятельно получать рекламное время в обмен на создаваемый телепроект и пакетировать его в расчете на резкие скачки рекламных тарифов в предвыборные периоды.
Все подобные переговоры, как правило, требуют от продюсера представления для экспертной оценки не только имеющихся видеоматериалов и сценарных и оформительских разработок, эскизов, фото- и видеопроб, но и целого пакета документов, включающих в себя смету и бизнес-план телепроекта.

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ТЕЛЕПРОЕКТА

Как правило, этот этап основан на позитивных оценках, полученных в результате экспертизы. Телепродюсер и его финансовый партнер заключают предварительное соглашение или опцион. Подобная форма оформления деловых отношений позволяет в случае непредвиденных обстоятельств или неудачной реализации экранных решений расторгнуть деловой союз. Это наиболее реально в случае, когда не только инвестор, но и возможный дистрибьютор не примет созданный экранный прототип или пилотный выпуск передачи для эфирной реализации. Начало предварительного этапа следует отсчитывать с момента перевода на счет продюсера или на счет телекомпании, представляющей интересы продюсера первого транша денежных средств. Первые ассигнования в проект рассматриваются как инициативные инвестиции. В смету затрат на создание первого выпуска входят все расходы по оформлению студийных и павильонных интерьеров, затраты на дизайн самой передачи, включая и компьютерную графику, непредвиденные расходы и безусловно гонорары авторам и постановщикам. Обычно подобные оплаты проходят аккордом при запуске любого цикла и намного превышают текущие расходы на создание последующих материалов, используемых в телепроцессе.
Перед началом работы съемочных бригад продюсер корректирует весь пакет съемочно-монтажных документов с учетом минимизации основных статей затрат: аренды техники и транспортных расходов. Некоторым продюсерам удается использовать средства первого транша для создания экранного резерва и даже целого пакета выпусков намеченного цикла в условиях жесткого контроля над использованием технических средств и деятельности творческих бригад, особенно в период монтажа и озвучения экранного сообщения.
Иногда удается избежать значительных расходов используя более простую съемочную технику, прежде всего, для репортажных сюжетов, спланировать съемки в дневное время, что позволяет отказаться от привлечения значительного числа осветительных приборов, добавлять выразительность экранному материалу, используя более доступные средства для осуществления процесса съемок, чем стедикам или скайлифт. Это и является существенными моментами производственного менеджмента телепродюсера.
Сдача готового пилотного выпуска руководству канала ведет, как правило, к необходимости учета целого ряда творческих и технических замечаний, приводит к перемонтажу отдельных сцен и рубрик, изменению текстов, доработке оформительских решений и даже титров. Это позволяет продюсеру утвердить окончательный формат телепродукта, оптимизировать расходную часть финансового плана. Прием и одобрение пилотного выпуска как вещателем, так и инвестором, ведет к заключению ряда контрактов и договоров не только с основными партнерами, но и рядом исполнителей, составляющих творческую бригаду. Подобные соглашения позволяют конкретизировать основные обязанности, необходимые для творческого производства, оценить компетентность самих исполнителей, завершить комплектацию творческих составов [6].
Большую роль для последующей реализации проекта играет и пакет соглашений с организациями, предоставляющими телекомпании основные транспортные и технические услуги.
При реализации масштабных проектов целесообразно формировать собственный съемочно-монтажный парк аппаратуры, строить постоянные выгородки и возводить даже павильоны. Размах подобных постановочных решений достаточно хорошо продемонстрирован в известной голливудской ленте «Шоу Трумена» и он не является вымыслом. Большинство европейских студий, таких как Баррандов и Бавари давно уже переориентировались под телепроизводство, а это съемочные павильоны площадью до 3000 кв. метров. В настоящее время в Египте строится целый телесъемочный комплекс, превышающий многие существующие в США павильонные ресурсы — Голливуд на Ниле.

3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЕРИОД

Включение программы в сетку вещания налагает на продюсера и его финансовых партнеров условия жесткого сотрудничества. Создается график финансирования или же открывается кредитная линия, уточняются формы отчетности, исключающие срыв выходов запланированных передач в эфир. Как правило, формируется резерв экранных выпусков, характерный для многих жанров, — пример телеигра «О, счастливчик» или «Перехват», которые заранее создавали до двадцати смонтированных эпизодов.
Большое значение имеют и объемы средств, запланированных на маркетинговые продвижения, в качестве примера которых можно привести практику интенсивных анонсов, особенно на канале ТВ6, где большинство ключевых программ (от «Те, кто» до «Я сама») постоянно продвигаются во всех программных блоках.
Однако большинство циклов после запуска имеют неустоявшийся рейтинг, продюсеры активно ищут оптимальную эфирную позицию, корректируют формат. Большое влияние на этот процесс оказывает постоянное изучение результатов обследования телерынка в отчетах Media Gallop TV INDEX.
Другим существенным моментом является защита от коммерческих и маркетинговых рисков.
При проведении съемок в экстремальных условиях и «горячих точках», особенно в случае подводных съемок, продюсеру следует проводить страхование съемочной аппаратуры и членов бригад. Подобные проекты, как правило, предусматривают расширенные статьи затрат, связанные с непредвиденными расходами и компенсацией разного рода материального ущерба, — это защита от производственного риска.
Оценку эффективности проекта инвестору следует проводить [7] уже с учетом сложившегося цикла экранного производства и объективных реализаций рекламного времени. Как правило, цена, заявленная в прайслистах, предлагаемых рекламными брокерами, учитывает целый ряд стимулирующих скидок. Скидки представляются как за объем рекламного пространства, предоставляемого одному клиенту, так и за общий объем средств, потраченных на рекламу за определенный период.
Кроме того, существуют скидки за покупку рекламного пространства со свободным графиком размещения и даже за предоплату заказа. Некоторые каналы практикуют и специальные скидки для рекламных агентств и скидки, предлагаемые в определенные сезоны [8].
Обычно каналы предлагают к продаже время в программном и межпрограммном пространстве. Иногда с учетом спроса формируют пакеты рекламных минут из вечернего и несмотрибельного дневного времени. Все это позволяет оценить рекламную ренту для каждой программы.
В ходе производства телепродюсеру приходится планировать затраты на амортизацию оборудования, создание дополнительных помещений и помещений для производства и размещения экранного и реквизитного материала. Программа «Куклы», например, вынуждена создавать выгородку для размещения более полусотни действующих кукольных персонажей и постоянно их обновлять. Более сложными для реализации финансовых планов являются телепрограммы, основанные на дистанционном обучении студентов, подобные «Открытому университету». Специфика нашей страны предполагает возможность подобных коммерческих программ, ориентированных на лиц, живущих в удаленных районах. Это предполагает ряд организационных мероприятий, таких как размещение декодеров или организацию сессий.
Для полной реализации масштабных проектов целесообразно формировать команду управления, состоящую из исполнительных и креативных продюсеров, менеджеров, съемочных бригад. Это позволяет эффективно управлять наиболее существенными затратами на этапах съемки и монтажа телематериала. Успех, достигнутый при эфирной реализации телепродукта, позволяет планировать сбыт экранного материала на других рынках, что, возможно, например, путем кассетирования выпусков цикла, как это практикуется в программах «Криминальная Россия» или «Куклы». Не менее существенна и возможность создавать собственные печатные материалы — журнал «Впрок».
Подобные формы диверсификации, связанные с телепроизводством, также требуют от продюсера разносторонней подготовки в различных сферах искусства, права и предпринимательства.
Автор: Падейский В.В.
Источник: http://www.cfin.ru/press/management/2001-3/09.shtml