Основная функция редактора - проверка написанного материала, обычно в качестве последнего шага перед отправкой материала в верстку, на предмет грамматических, орфографических, стилистических ошибок. В данном случае, понятие "стилистика" соотносится с общими принципами написания статей, принятыми в издании.

Функции редактора надо отличать от корректорских обязанностей, хотя довольно часто корректура может являться частью редакторской работы. Задача корректора заключается в исправлении механических ошибок, попавших в верстку.

Возможно, это в меньшей степени относится к работе редактора в других областях, но предполагается, что редакторы, работающие в печатных СМИ, являются квалифицированными журналистами. Точно также как судьи являются юристами, астронавты - пилотами, а агенты ФБР - копами, редакторы газет и журналов - это, в первую очередь, журналисты. Многие, возможно, большинство, редакторов имеют опыт журналистской работы, а те, у кого такового опыта нет, должны обладать хотя бы основными репортерскими навыками.

В обязанность редактора также входит контроль достоверности информации, исправление фактологических ошибок или искажений, которые могут повлечь за собой судебные разбирательства. Степень ответственности редактора за верификацию фактической информации может быть различной. В редактировании журналов или в книгоиздании обычно это считается прямой обязанностью редактора, хотя иногда для этого может привлекаться отдельный человек fact checker, в задачу которого входит проверка всех приведенных фактов. Ограниченное количество времени и постоянные дэдлайны в ежедневных газетах накладывают свой отпечаток на их работу - считается, что информация, на которой основывается журналист, должна быть, в первую очередь, достоверной. Редактор отдела - непосредственный начальник журналиста, который дает ему задание и обычно проверяет содержательную сторону материала - и литературный редактор, конечно же, проверят "факты", которые вызывают сомнение, но у них нет времени на то, чтобы проверять правильность написания каждого имени или точность всех цифр.

При работе над некоторыми статьями у редактора также есть относительная свобода переписывания материала. Редактора можно назвать последним рубежом, защищающим читателя от некачественно написанного материала, что, несомненно, может случиться, даже если статья написана без очевидных ошибок. Сокращение статьи путем удаления пустого многословия или сглаживание неуклюжих логических переходов также считается частью работы редактора, но когда речь идет о более существенном переписывании материала, литературный редактор, как правило, возвращает материал на доработку.

Творческая часть работы редактора по "написанию", как правило, включает в себя создание заголовков, выносов и подписей к фотографиям. Написание заголовков само по себе является искусством и подчиняется определенным правилам. Обычно автор заголовка должен "рассказать историю", уместив ее на очень ограниченном месте, объем которого зависит от числа колонок основного текста, типа и размера шрифта, которым будет писаться заголовок. В заголовках к тематическим статьям часто используются каламбуры и игра слов для привлечения внимания читателя, и требуется хорошее чувство языка, чтобы понять, когда такой заголовок удачен, а когда он звучит откровенно глупо.

Подписи к фотографиям зачастую могут делаться фото-службой (В журнале "National Geographic" для этого есть целый отдел), но обычно это входит в обязанности редактора. Это тоже своего рода искусство, которое в данном случае заключается в том, чтобы описать происходящее на фото, избежав утверждения очевидного.

В газете редактор иногда может также заниматься формированием макета, то есть определять дизайн полосы. Сюда относится распределение, какие статьи, фотографии, графики, будут иметь большее значение, и как они будут располагаться.

В то время как в крупных газетах международными и внутренними новостями обычно занимаются разные отделы, газеты поменьше не могут позволить себе такой роскоши. Поэтому обычно мониторингом новостей, которые передают информационные и новостные агентства со всего мира, занимается редактор. Иногда "новостной" реактор определяет макет полосы с местными и международными новостями. Вариантов, как это происходит на практике, столько же, сколько и газет.

И наконец, в большинстве случаев, редактору приходится следить за элементами верстки: например, контролировать шрифты заголовков или нумерацию страниц.

Источник: wwwe-ditor.ru