Автор: Нина Зверева, опубликованно в журнале  «Медиапрофи»,  № 10 2008 г.

Сижу и мучаюсь над первой фразой. Это забавно — мучиться над первой фразой колонки, посвященной первой фразе, то есть началу любого выступления. Перед глазами возникает картинка, которая часто занимала меня в детстве: телевизор, в нем — еще один телевизор, в нем — еще один и так до бесконечности. Первая фраза о первой фразе. Согласно науке, первая фраза должна сразу «зацепить», заинтересовать, чтобы зритель, слушатель, читатель оторвался от всех своих забот и… удивился. Я думаю, это самое верное слово.
Меня так удивляли много раз. Например, Кира Прошутинская в программе «Мужчина и женщина». Помните, как начиналась программа? На всякий случай напомню. Идет человек, мы не видим его лица, мы только слышим вопросы ведущей и получаем ответы на них. А вопросы-то какие! «Это правда, что вы в пять лет перестали разговаривать с отцом? Это правда, что вы стали учить английский, а в результате ваш учитель-англичанин выучил русский? Это правда, что вы в детстве украли курицу и вас сильно наказали?» Герой потрясен, он выдавливает из себя: «Да, правда». Мы по-прежнему не видим его лица, но публика в зале ужепытается догадаться, кто он. И в конце концов догадывается: гость Киры — прекрасный русский актер Алексей Петренко!

С первой минуты программа устанавливает особую, интимную дистанцию общения с героем, такую редкую для нашего ТВ. Дается это непросто. Однажды Кира Прошутинская отыскала меня в далекой командировке и засыпала вопросами про Бориса Немцова — она готовила программу «Мужчина и женщина» с его участием. Мы разговаривали более часа, в результате она отобрала две важные детали и призналась мне, что готовит для каждой программы более трехсот вопросов, опрашивая огромное количество разных людей. Это нормально для профессионала: много часов готовить первую минуту своего шоу. Из словесной «руды», которую услужливо подсказывает разум, надо отобрать, уловить ту фразу, которая удивит. «Единого слова ради…» Первая фраза — это ключ. Без ключа дверь не откроешь.

ПАЛОЧКИ-ВЫРУЧАЛОЧКИ

Есть простой выход: честно признаться, что не готовились к выступлению или не знаете, с чего начать. Искренность всегда вызывает умиление и теплую реакцию слушателей и зрителей. Они сами не раз были в таком положении, и им приятно, что публичная персона оказалась «простым человеком». Но надо помнить, что этот прием нельзя тиражировать. Он — одноразовый. Если каждый раз вы будете ссылаться на свою неопытность, тот же самый зритель резонно спросит: а зачем его (ее) вообще пустили на экран, или в эфир, или на сцену?

Существует еще один способ легко, с первой фразы завладеть вниманием аудитории. Достаточно сказать: «Я сейчас расскажу вам историю…» Ключевое слово — ИСТОРИЯ. Люди всегда готовы слушать, когда им обещают рассказать что-то интересное. В самом слове «история» заложены драматургия, неожиданный финал и главное — необычные факты. Но опять может случиться неувязочка. Произнеся слово «история», вы попадаете в заложники к самому себе. История не может быть известна заранее вашим слушателям, история должна быть не только сама по себе интересной, ее надо уметь интересно и красочно рассказать, а это целая наука. Например, начинаться история должна… да-да, опять с той самой увлекательной и яркой первой фразы.

Помните знаменитое «Гости съезжались на дачу»? То есть используя этот прием, вы только на маленькое
время отложили проблему, но не решили ее. Есть еще одна важная подсказка: использовать вопросы и адресовать их в зал. Любое выступление можно подать как серию вопросов, а затем, заинтриговав зрителя и заставив его задуматься, начните спокойно отвечать на них. Этим приемом отлично пользуется Николай Николаевич Дроздов в своих рассказах о животных; часто интриговал зрителей вопросами в начале программы Леонид Парфенов и многие другие мастера слова.

Ну, хорошо. Предположим, вам удалось подобрать первую фразу. Вы увидели, как загорелись интересом глаза слушателей. Поздравляю! Только это еще не означает, что выступление будет успешным.

ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ ШТИРЛИЦ?

Мало отлично начать выступление — нужно обязательно его грамотно завершить! Иначе за потоком тусклых слов все давно забудут, каким замечательным было начало. Это и есть, как вы помните, правило Штирлица: неважно, о чем вы будете говорить с хозяином кабинета — запоминается фраза, с которой вы вошли, и — особенно! — фраза, с которой вы этот кабинет покинули. То же самое можно сказать про начало и финал любого выступления. Я всегда советую своим ученикам-журналистам особенно тщательно подбирать фразу для финала сюжета или программы. Да что там фразу, надо думать над каждым словом!

Выступление будет красивым и грамотным, если связать между собой его начало и финал. Например, вы начинаете выступление рассказом о яркой судьбе некоего человека, прерываете рассказ на самом интересном моменте, плавно переходите к основной теме сообщения, но в финале как бы стягиваете воеди-
но, в кулачок все ниточки вашего рассказа. Это редкое умение.

Я всегда с восторгом слушаю рассказы Эдварда Радзинского. Сколько бы персонажей он ни упомянул, в какие исторические дебри ни заглянул, обязательно в финале истории все сюжетные линии сходятся вместе и становится очевидным главное — ненавязчивая мораль, или, как сейчас модно говорить, месседж всего выступления. Я помню несколько финальных фраз простых новостных репортажей, которые подняли сюжет на самую высокую планку и заслонили собой все другие материалы.Например, сюжет из Чечни во время военных действий, который заканчивался фразой: «Где нет фронта, там нет тыла. Солдат не учат защи-
щать свои спины». Или бытовой сюжет о супругах-стариках, у которых рухнул дом, а власти остались равнодушными к их беде. Сюжет был сделан в форме басни: «Жили старик со старухой, и был у них дом…», а закончился так: «Где же мораль?» — спросите вы. (Пауза). Да нет у нас морали!..»

Мой любимый учитель Сергей Муратов читает прекрасные лекции для будущих журналистов и кинематографистов на тему «Архитектоника аудиовизуального произведения». Звучит странновато, а на самом деле эти лекции все о том же: чем начать и как закончить, чтобы удивить зрителя и донести до него свою главную мысль. Тонкая, трудная, увлекательная работа — подбирать слова и фразы, расставлять их по местам, пробовать их на вкус и на цвет. Савик Шустер делал это коротко и нейтрально, Светлана Сорокина — эмоционально и глубоко. Начало и финал. Это — одежда программы, стиль программы.

Жаль только, что на экране все меньше личностей, которые владеют этим искусством. Вот такой грустный у меня получился финал.