Технический прогресс расширяет возможности телевидения, влияет на характер деятельности телевизионного журналиста, влияет на характер деятельности телевизионного журналиста, внося изменения в его профессию. Рассмотрим некоторые формы взаимозависимости творчества и техники на примере информационных и общественно-политических форм вещания.
Традиционные технологии внестудийного вещания, использовавшие простые передвижные телевизионные студии (ПТС) в последние годы уже не обеспечивали решения тех задач по сбору и доставке информации, которые стояли перед современным телевидением. Для развертывания традиционных ПТС требовалось значительное время (расстановка камер, установка радиорелейных линий (РРЛ) и др.). Кроме того, не всегда находилось время для размещения громоздкой телевизионной техники в непосредственной близости от места события. Все это в результате снижало оперативность, мобильность, полученная информация «устаревала». Чтобы удовлетворить потребности информационного вещания, ряд фирм разработали и начали производить однокамерные и двухкамерные малогабаритные передвижные телевизионные радиорелейные станции (МПТРС). В 2000 году МПТРС были взяты на вооружение ВГТРК и ее дочерними фирмами.

Потребность в сокращении числа «мертвых зон» и расширении зоны приема при передаче сигнала из любой части населенного пункта приводит к построению сетей приемно-ретрансляционных аппаратных (ПРА). Комплекс технических средств, в который входят МПТРС, ПРА и АСК, называют системой электронного сбора новостей (Electronic News Gathering - ENG). Данный комплекс способствует автоматизации системы управления внестудийным вещанием, что приводит к тому, что развертывание линий связи и подготовка к эфиру сводятся к минимуму. Именно поэтому в последние годы наблюдается активный процесс приближения информационных программ к сиюминутной (симультанной) форме тележурналистики. Сегодня информационные выпуски, как правило, содержат в себе несколько прямых включений с мест события, телемостов, встреч в студии. Это стало возможно благодаря новейшим технологиям, освоенным на ТВ.

Технические усовершенствования сбора и обработки информации влияют на характер работы корреспондента. Благодаря новейшим технологиям, оказавшись в нужном месте, он разворачивает «полевой коррпункт» и ведет репортаж, что называется «с колес». Не располагая временем на предварительную подготовку к репортажу, журналист обязан оперативно и грамотно выстроить комментарий. Это требует от него обширных знаний во многих областях жизни, умения применить эти знания во время репортажа. Корреспондент в современных условиях должен быть многопрофильным специалистом, способным моментально оценить обстановку, активно включить оперативные наблюдения в свой репортаж.
Расширяя возможности оперативности и мобильности телевидения, техника совершенствует не только съемочное и передающее оборудование, но и принимающее. Увеличение объемности экрана, изменение его формата, эволюция акустических систем (квадрофония, система Dolby Surround) - все это приводит к возрастанию воздействия на человека. Эта эволюция наблюдалась при переходе ТВ на цвет, а затем, при переходе от малострочного ТВ к многострочному и к ТВЧ, которое воздействует на всю гамму ощущений зрителя.

Технический прогресс заметно сказывается и в развитии такого жанра, как ток-шоу. Всевозможные встречи и беседы в студии завоевали популярность много десятилетий назад. Телевизионные мосты, которые проводил В.Познер, «12 этаж» с Э.Сагалаевым, видовский «Взгляд» собирали у экранов многомиллионную аудиторию.
В дальнейшем этот телевизионный жанр развивался в двух направлениях. С одной стороны, его ведущие стремились максимально усложнить разговор (ток) в студии, расширить круг людей, участвующих в беседе, позволить высказать и доказать самые различные точки зрения на обсуждаемый вопрос. С другой -использовать зрелищные возможности телевидения, насытив беседу элементами шоу. Эта потребность к совершенству форм ток-шоу, способствовала появлению новых технологий, позволяющих ее реализовать.
Особенно наглядно проявились «способности» техники в программах ток-шоу, созданных в новой телестудии, которая была запущена в конце 1999 года в Останкино. В студии №11, размер которой тысяча метров, был буквально с нуля создан сложнейший технический комплекс.

Техническое оснащение новой студии Останкинского телецентра позволяет с помощью наложения производить в документальной программе чисто театральные приемы (например, в антракте или во время рекламной перебивки меняются декорации, добавляются элементы в интерьер). С помощью этого уникального технического оснащения из студии транслируются многожанровые, резко отличающиеся от привычных программ. Так, первая часть передачи может содержать информационные блоки, записи с мест событий, комментарий ведущих в студии. Во второй - зритель наблюдает полемику в студии экспертов, представляющих полярные мнения - для них специально ставится сцена с элементами интерактивности и телезрители в зале участвуют в споре, указывая, на чьей они стороне. В третьей части студия может быть преобразована в трибуны для большого количества человек, которые высказывают свои мнения по какому-либо вопросу, при этом на большом экране, расположенном в студии, производятся прямые включения с мест событий, для чего используются ПТС с радиорелейной связью или через видеоконференции «Ростелекома» налаживаются телемосты с другими городами.

Начало работы студии можно датировать выборами в Госдуму, накануне которых вышла новая программа Е.Киселева, под названием «Глас народа». Техника для опроса в ней была усовершенствована с учетом уже имевшихся форм интерактивного ТВ, когда некоторое число людей в студии представляет общественное мнение.
Для проведения передачи студия была преобразована в специальный зал, оснащенный электронной системой голосования. Перед каждым приглашенным участником передачи находился пульт с двумя кнопками, с помощью которых человек мог выразить свое мнение. Маленький экран, обращенный от участника в сторону ведущего, зажигается, символизируя своим цветом - красным или зеленым - позитивное или негативное отношение к поставленному вопросу.
Если участник не желает выражать свою точку зрения или она является нейтральной по данному вопросу, то экран остается погашенным. Таким образом, ведущий в студии видит отношение участников к обсуждаемому вопросу и может попросить высказать свою точку зрения или задать вопрос сначала стороннику одного из способов решения проблемы, а затем его противнику. На сводном, центральном экране, с помощью компьютера, выводятся обобщенные данные, выражающие общий итог голосования.

Ведущий ток-шоу имеет возможность привлечь к обсуждению актуального вопроса людей самых различных профессий, проживающих в противоположных концах света. С помощью электронного голосования шоумен выясняет мнение огромного числа телезрителей. Аккумулируя различные взгляды на проблему, выявляя многообразие точек зрения, ведущий становится личностью поистине нарицательной, выражающей общественное мнение, признанной и широко известной в обществе. Такими популярными ведущими стали Е.Киселев, С.Сорокина, Н.Николаев, В.Познер. Они завоевали популярность благодаря не только личным качествам, но и возможности выявить и развить эти качества с помощью новейших телевизионных технологий.

Развивая основные принципы жанра ток-шоу, телевидение все шире использует возможности общения со зрителем за пределами телестудии. Технические возможности сегодня позволяют перейти от афферентации (обратной связи) к интерактиву.
Интерактивное телевидение, как одно из направлений телевизионного вещания, прошло несколько этапов технического перевооружения ТВ. С того самого момента, когда в помощью ПТС стала возможной передача аудиовизуальной информации в режиме реального времени (то есть симультанность стала неотъемлемым признаком телевидения), перед вещателями была поставлена задача: установить двустороннюю связь субъектов коммуникации - донора и реципиента информации. В результате применения новейших технических разработок эта задача была решена и в обиход прочно вошел термин интерактив, то есть связь, при которой информация от одной «говорящей головы» передается к другой и обратно. Это закладывает основы для приближения коммуникационного процесса к реверсивному, то есть такому, при котором субъекты коммуникационного процесса становятся равноправными, а весь процесс связи становится реверсивным, обратимым.

Первым экспериментом «интерактива» у нас принято считать проект «Субботний вечер с Александром Гурновым» на РТР. Вопросы зрителей звучали в прямом эфире, а связь между студией и аудиторией осуществлялась по телефону (здесь следует отметить, что аналогичные эксперименты уже проводились на радио и стали возможны на телевидении лишь тогда, когда появились соответствующие технические возможности ТВ).
Организованное Александром Гурновым заочное ток-шоу показало не только огромные возможности дальнейшего развития видеокоммуникаций, но и тот живой интерес, который проявляет к нему телеаудитория. В частности, на дециметровых московских каналах стали выходить в эфир передачи, представляющие собой упрощенную викторину, в которой симультанно принимает участие телезритель. Общение со зрителем происходит в таких передачах, как «Времечко» и «Сегоднячко», в телеигре «О, счастливчик».

Таким образом, мы видим, как использование технических возможностей общения телезрителей и журналистов в сочетании с социальным интересом к подобной форме обмена информацией положило начало новым специфическим формам жанра информационной публицистики на телевидении, которые пока не имеют устоявшегося названия.
Интерактив в настоящее время активно формируется, создавая новые виды телепрограмм и требуя соответствующего набора телевизионных специалистов. В частности, сегодня можно наблюдать в телеэфире такие направления взаимосвязи телезрителя и людей в телестудии, как телемаркетинг и телеголосование.
Телемаркетинг, это по сути опросная компания. В течение нее оператор (являющийся частью телекомпании, источника информации) самостоятельно находит респондента (реципиента информации). Довольно часто телемаркетинг применяют преимущественно в качестве инструмента для проведения социологических и маркетинговых опросов.

При телеголосовании ситуация кардинально меняется: интересующий вопрос задают всей телеаудитории сразу. В данном случае отвечают не все, а только пожелавшие дозвониться и сумевшие это сделать. То есть реципиент, для установления реверсивности коммуникационной связи, должен проявить инициативу. Таким образом, инициатива исходит не от оператора, а от опрашиваемых. С помощью этого метода можно выявить заинтересованность аудитории в предмете опроса. Подчеркнем, что оба вида телепрограмм появились в результате социальной потребности общества в подобном виде коммуникации и лишь при наличии технических возможностей.
Новые виды программ, построенные по принципу обратной связи, постоянно совершенствуются, усложняются, а это, в свою очередь требует соответствующего технического обеспечения, новых технологических разработок, вносит изменения и дополнения в профессию тележурналиста.

Последнее время заметны изменения в публицистических программах. Их ведущие (М. Леонтьев, Е. Киселев, Л. Млечин), стремясь максимально расширить видеоряд, используют самые различные видеовставки, начиная от фрагментов уже прошедших передач и прямых включений и заканчивая цитатами из выступлений государственных деятелей, фрагментами мультфильмов. Подобное оперативное насыщение необходимым видеорядом, связанным с событиями всего лишь одного дня, возможно благодаря техническим способностям отыскать в обширной картине телевизионного дня необходимые кадры.

Переход от аналоговых форм сбора и обработки информации к цифровым способствовал созданию видеотек и фонотек. Благодаря этому, во-первых уменьшился объем носителей информации. От огромных бабин, видео- и аудиокассет журналисты перешли на миниатюрные лазерные и магнито-оптические диски. В последнее время появились такие уникальные технологии как CD, DVD, RAID и другие. Во-вторых увеличилась прочность и долговечность носителей информации. Это привело к тому, что информация может храниться долгое время. В-третьих, в связи с тем, что новые цифровые технологии увеличивают возможности монтажа, качество перезаписей на один и тот же носитель, возрастают возможности работы с видеотеками.
Все это ведет к тому, что видео- и фонотеки становятся обширней, возрастают возможности работы с ними.
Таким образом, лишь на некоторых примерах, касающихся влияния научно-технического прогресса на создание новых телевизионных технологий, мы видим, как меняется характер работы тележурналиста, возрастает роль тележурналистики в обществе.

С.Б.Брацыло